Сценарий для русалочки на день рождения


/ Просмотров: 64282
Закрыть ... [X]

Ирина Ардатова
Дидактические игры по формированию грамматически правильной речи во второй младшей группе

Дидактические игры и упражнения в формировании грамматически правильной речи.

Вторая младшая группа.

Существительные.

Единственное и множественное число.

Дидактический материал: «Что у вас?»

Наглядный сценарий для русалочки на день рождения материал: картинки на каждый стол одна картинка.

Ход игры: Воспитатель спрашивает: «Что у вас на картинке?»Дети отвечают:-

- У нас дом. -У нас флаг.

- У нас дома - У нас флаги.

Дидактическое упражнение. «Один много»

Наглядный материал: Картинки по числу детей с изображением одного предмета или нескольких.

Ход игры: Воспитатель раздает детям картинки. Дети отвечают:

- У меня окно

-У меня окна.

Затем составляют пары картинок по принципу: один-много.

Дидактическое упражнение «Магазин»

Цель: Практическое усвоение множественного числа, составление с союзом «а» Ход игры: на игровом поле расположены 3 -4 куклы, 3 – 4 мишки и. т. д. У воспитателя на столе таже игрушка в единственном числе. Дети берут со стола игрушки и по образцу воспитателя говорят.: «У меня мяч,ав магазине мячи»

Дидактическое упражнение «А что у вас?»

Наглядный материал: предметные картинки с изображением предметов во множественном числе (у каждого ребенка). У воспитателя те же картинки с изображением предметов в единственном числе.

Ход игры: Воспитатель говорит: «У меня кукла,а у вас?» Дети отвечают. (существительные в винительном падеже)

Дидактическое упражнение «Магазин»

Наглядный материал: Игрушки.

Ход занятия: Воспитатель говорит детям, что он будет продавец, а они –покупатели. Спрашивает поочередно: «Что ты купишь?».Дети отвечают: - Я куплю мяч. - Я куплю куклу.

Дидактическое упражнение «Закончи предложение»

Наглядный материал: сюжетные картинки.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, дети заканчивают его существительным в винительном падеже без предлога.

- папа читает (книгу)

- Зоя ловит (бабочку)

Дидактическое упражнение «Кто кого обогнал»

Наглядный материал: магнитный театр (фигурки –дев. Их положение все время меняется. Воспитатель спрашивает Дети отвечают кто кого обогнал Саша обогнал Риту. Кошка обогнала собачку. и. т. д.

Драматизация сказки «Человек и животные»

Цель закреплять у детей умение пользоваться простым и распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа; закреплять навык диалогической речи.

Наглядный материал: шапочки изображающие головы лошади, коровы, овцы, слбаки, курицы, петуха.

Ход игры: Животные и птицы пришли к человеку и сказали:

- Дай нам работу.

- А что вы умеете делать? Спросил человек.

Лошадь сказала; - Я буду возить грузы.

Корова сказала: - Я буду давать молоко.

Овца сказала: - Я буду давать шерсть.

Собака сказала: - я буду охранять дом.

Курица сказала: - я буду нести яйца.

Петушок сказал: - Я буду рано утром всех будить.

Хорошо, я дам вам работу- сказал человек.

На вопросы воспитателя дети должны ответить предложением сказки с использованием существительных в винительном падеже:_ я буду возить грузы и. т. д.

Дидактическое упражнение ««Кто что делает»

Наглядный материал: сюжетные картинки.

Ход игры: Воспитатель задает детям вопросы по картинкам, требующие отвеотовс существительными в винительном падеже:

-Что делает повар? Что делает врач?

- Повар варит суп. Врач лечит людей. и. т. д.

Дидактическое упражнение «Что я вижу»

Наглядный материал: картинки одушевленные и неодушевленные предметы на разных планшетах.

Ход игры: воспитатель спрашивает детей: Что ты видишь на картинке? Дети отвечают: «Я вижу мальчика, собаку и кошку» и. т. д.

Дидактическое упражнение «У зайки день рождения»

Наглядный материал: картинки.

Ход игры: Воспитатель говорит: - У зайки день рождения. Разные угощения приготовил зайка (Показывает предметные картинки: орехи, грибы, мед, рыбку) Угадайте: кому зайка приготовил орехи? (перечисляет)

Дети отвечают: - орехи – белке. яблоки – ежику, - мед – мишке, лисе – рыбку.

Существительные единственного и множественного числа в родительском падеже

Дидактическая игра «Чего не стало»

Наглядный материал: игрушки.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть 3-4 игрушки, запомнить их. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 1-2 игрушки и спрашивает: «Чего не стало» Дети отвечают: «Не стало мишки, куклы, машинки и. т. д.

Дидактическая игра» Желание»

Наглядный материал: стакан чая, сока, молока, компота и т д.

Ход игры: Воспитатель начинает фразу. Дети заканчивают:

- Я выпью …. (стакан чая, - Я выпью стакан …. (стакан сока) и. т. д.

Дидактическая игра «Угадай дерево по листочку»

Наглядный материал: карточки с листьями знакомых деревьев.

Ход игры: Воспитатель показывает карточку одну за другой и спрашивает: «Какому дереву этот листочек принадлежит. Дает образец ответа. – Это (ветка) лист березы

- Это лист липы и. т. д.

Дидактическое упражнение «Кого кормит девочка»

Наглядный материал: магнитный театр, (девочка, куры, гуси, утки)

Ход игры: Воспитатель задает вопросы в соответствии с ситуацией: «Кого кормит девочка?» «Девочка кормит кур, и. т. д.»

Дидактическое упражнение «Теремок»

Наглядный материал: теремок, игрушки-зверята- медвежата, лисята, мышата, зайчата.

Ход игры: Воспитатель говорит: - Кого вы хотите видеть?

- Я хочу видеть лисят и. т. Д

Если дети правильно назвали, то зверята выходят из теремка.

Существительные в творительном падеже. Правильное употребление в речи.

Дидактическое упражнение «Что с чем?

Наглядный материал: карточки с картинками- мешок с грушами, ящик с яблоками.

Ход игры: воспитатель выставляет картинки на полотно и спрашивает: «Что с чем?»

Дети отвечают.

Употребление существительных в косвенных падежах с предлогами.

Дидактическое упражнение «Что ты любишь?»

Цель: активизация в речи предлога «с «

Ход игры: воспитатель дает образец фразы:

- Я люблю хлеб с вареньем, а вы?

- А я люблю хлеб с сыром (С маслом, с повидлом, с молоком, с соком и. т. д.)

Дидактическое упражнение «Я начну, а ты закончи»

Цель: Активизация в речи предлога «у «

Ход игры: Воспитатель начинает фразу:

- Красное платье (у кого) у Полины

- Синий шарик (у кого) У Миши и. т. д.

Дидактическое упражнение «На чем дети катаются»

Наглядный материал: сюжетные картинки (лыжи, велосипед, самокат, ролики, коньки, санки)

Ход игры: Дети по картинкам составляют предложения с союзом «на».

- Мальчик катается на самокате.

- Девочки катаются на коньках и. т. д.

Дидактическое упражнение «Где Петрушка?»

Наглядный материал: кукольная мебель, игрушечный Петрушка.

Ход игры: Воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает его на стал, прячет под стол, за шкаф, ставит около кровати, т. т. д.

Дети объясняют, где Петрушка.

Согласование имени существительного с прилагательными, числительными, местоимениями в роде, числе, падеже., с глаголами – в числе,роде.

Дидактическая игра «Картинки»

Цель: Упражнять детей в родовой принадлежности существительных.

Какой? Какая? Какое?

стул шапочка колесо

карандаш кукла ведро

апельсин кастрюля дерево

котенок груша блюдце

Наглядный материал: набор картинок:

Ход игры: воспитатель говорит детям: - У меня в коробке много картинок. Вы будите мне показывать картинки и правильно называть. На приме: голубое платье, большое колесо и. т. д. Названные картинки воспитатель откладывает на стол. Игра заканчивается тогда, когда все картинки будут названы.

Дидактическая игра «Кто с кем?»

Наглядный материал: предметные картинки животных и их детенышей.

Ход игры: По мере выставления картинок воспитатель предлагает детям ответить на вопрос: «Кто с кем вышел на полянку?» (Лиса с лисенком, зайчиха с зайчонком, медведица с медвежонком и. т. д.)

Дидактическая игра «Где мишка искал свой мяч»

Цель: Привлечь внимание детей к различным вариантам пространственных отношений между предметами, активизировать в их речи предлоги «под, за, на, около» Учить детей изменять падежные окончания существительных при употреблении различных предлогов (на стуле, за стулом, около стула, под стулом)

Ход игры: Воспитатель спрашивает, дети отвечают.

-Что делает мишка? (Мишка спит)

- Где спит мишка? (Мишка спит на кровати)

-Сейчас мишка проснулся. Что он делает? (Мишка сидит на кровати)

Дети рассказывают, что делает мишка, используя все предлоги.

Глаголы. Употребление глаголов «ложиться» «съезжать» в повелительном наклонении.

Дидактическая игра «С мишкой»

Наглядный материал: медвежонок, кровать.

Цель: Учить детей использовать глагол «лежать» в повелительном наклонении.

Ход игры: Воспитатель рассказывает: - Этот мишка охотно ложится на бочок, спину, живот. Надо только его об этом попросить. Дети просят мишку употребляя глагол «ляг»Усложняя задание, воспитатель создает новую игровую ситуацию с любой игрушкой.

Дидактическая игра «На горке»

Цель: Учить детей использовать в речи глагол «съезжать» и в повелительном наклонении «съезжай».

Наглядный материал: игрушечная горка, медвежонок, кукла Катя.

Ход игры: Кукла Катя и медвежонок катаются с горки, а воспитатель сопровождает их действия словами.

-Скорей Катенька влезай на горка, а теперь съезжай!

Вслед за воспитателем эти слова повторяют дети.

Дидактическое упражнение «Кто как кричит»

Цель: Образование глаголов от звукоподражательных слов.

Наглядный материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур.

Ход игры: Воспитатель говорит с детьми: - Вспомните, как подает голос поросенок? -Хрю-хрю. – Что он делает? – хрюкает. А как подает голос котенок? –Мяу. - Что он делает? – Мяукает и. т. д. Можно использовать стихотворение «Путаница» К. Чуковского.

Работа над предложением.

Дидактическое упражнение «Кто у кого»

Цель: Практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом «А «

Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами.

Ход игры: С начало дети составляют простые предложения типа: «У коровы теленок». Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум картинкам- У коровы теленок, а у козы козленок.

Можно использовать дидактические игры на составление предложений по опорным словам или по демонстрируемым действиям.

Словообразование.

Дидактическое упражнение «Ласковые имена»

Цель: Практическое усвоение словообразования при помощи суффиксов уменьшительно-ласкательного значения.

Ход игры: Дети водят хоровод, поют:

Хоровод водили, ласковыми были

В кружок вызывали, имя называли.

Выйди Настенька в кружок,

Возьми Настенька флажок.

Потом поочередно передают флажок друг другу., называя каждого ласковым именем.

Дидактическое упражнение «Ласковые имена»

Цель: дать ласковые имена и названия (словообразование с помощью суффиксов)

Аня-Анечка, Соня-Сонечка. Вова-Вовочка. Мама-мамочка, папа- папочка.

(дочь, брат, сестра, сын).


Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskie-igry-po-formirovaniyu-gramaticheski-pravilnoi-rechi-vtoraja-mladshaja-grupa.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Организация детского дня Поздравление для соседки

Сценарий для русалочки на день рождения Сценарий для русалочки на день рождения Сценарий для русалочки на день рождения Сценарий для русалочки на день рождения Сценарий для русалочки на день рождения Сценарий для русалочки на день рождения Сценарий для русалочки на день рождения

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ