В данько в стих загадочные буквы


/ Просмотров: 55175
Закрыть ... [X]

УРОК 1

В. Данько «Загадочные буквы»

Цели и задачи. Познакомить детей с новым учебником. Развивать умение представлять героев (персонажей) литератур­ного произведения. Ввести понятия: «писатель», «произве­дение», «читатель». Упражнять в чтении целыми словами.

Ход урока:

1. Знакомство детей с учебником «Родная речь».

Учащиеся рассматривают обложку учебника, высказывают свое мнение о значении рисунка на обложке, читают название, обсужда­ют его смысл.

- Подумайте над названием учебника и над тем, что означает каждое слово в его названии.

- Почему учебник так назван?

- О чем он будет нам рассказывать?

^ 2. Чтение диалога писателя с читателями.

- Почему писатель называет детей «юные читатели»

- Что означает это слово­сочетание? Можно ли вас так назвать?

^ 3. Подготовка к чтению стихов В. Данько.

Детям предлагается открыть учебник на странице, где находится первое стихотворное произведение.

- С чего должно начинаться зна­комство с новым произведением? (С чтения фамилии автора.)

- Про­читайте название произведения. Подумайте, как можно превратить обычные буквы в загадочные и волшебные.

^ 4. Чтение стихотворения «Загадочные буквы».

Дети самостоятельно в медленном темпе читают стихотворение, размышляют над каждой строкой, называют и вписывают отгадан­ные буквы.

^ 5. Работа с вопросами.

Учитель предлагает детям прочитать еще раз стихотворение в паре с другом, хором всем классом или каждый по одной строке.

- Что помогло вам найти правильный ответ: рисунок, первая буква в названии предмета или слова в стихотворении?

- Почему автор на­звал свое стихотворение «Загадочные буквы»? (Писатель за каждой буквой спрятал определенное живое существо или предмет и «заста­вил» буквы, силой своего воображения и фантазии двигаться, играть и даже шалить.)

^ 6. Выборочное чтение.

Заучивание строк из стихотворения наизусть. (Сначала найди­те и прочитайте строки о самых «веселых» буквах, а затем о самых «вкусных» И «смешных».)

^ 7. Чтение стихотворения в парах.

Дети, слушая своих товарищей, находят только хорошее, а о допу­щенных ошибках говорят тактично, не обижая друг друга.

^ 8. Домашнее задание.

Детям предлагается порадовать своих родителей выразитель­ным чтением стихотворения.

УРОК 2

И. Токмакова «Аля Кляксич и буква «А»

Цели и задачи. Учить детей вдумчиво читать текст. Развивать речевые умения и творческие способности. Познакомить с понятием «действующие лица». Развивать интерес к перечитыванию текста с целью более глубо­кого понимания содержания.

Ход урока:

^ 1. Повторение стихотворения «Загадочные буквы».

Повторение можно провести в виде конкурса чтецов. В нем при­нимают участие все желающие дети. Важно привлечь к участию в конкурсе менее опытных и застенчивых учеников.

^ 2. Подготовка к чтению произведения И. Токмаковой.

- Любите ли вы сказки?

- Что в сказках всегда происходит?

- Кто в них действу­ет?

- Могут ли героями сказки быть буквы?

- Как вы это себе пред­ставляете?

^ 3. Чтение слов, записанных на доске: не слушались, падали, ссо­рились, кричали, размахивали руками.

- Кто так может себя вести?

- Кто бы это мог быть?

^ 4. Чтение фрагмента из сказки «Аля Кляксич и буква «А».

- Сказка это или рассказ? Объясни­те свой ответ.

- Понравилось ли вам это произведение?

- Почему у одного из героев сказки такое странное имя - Кляксич?

- Расскажи­те, какой вы представляете себе Алю. Трудно ли ей было писать буквы? Почему с ней приключилась эта волшебная история? Слу­шаются ли вас буквы, когда вы их пишете?

^ 5. Перечитывание сказки.

- Чем была взволнована буква «А»?

- Как она выглядела в этот момент?

- Прочитайте соответствующий фраг­мент. Кто рассорил буквы?

- Каким образом Кляксичу удалось «выг­нать буквы»?

Подтвердите свой ответ словами из текста сказки.

^ 6. Коллективное придумывание продолжения сказки.

Придумай­те, что дальше произойдет с героями этой сказки. Кого они встре­тят? Кто им будет помогать, а кто мешать? Победят ли они злого Кляксича?

- Чем закончится ваша сказка?

^ 7. Домашнее задание.

Чтение текста стр. 9-10.

УРОК 3

С. Черный «Живая азбука»

Ф. Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет»
Цели и задачи. Учить детей читать стихотворение и прозаическое произведение целыми словами. Знакомить с приемами драматургии. Учить читать текст в лицах. Учить сравнивать произведения на одну и ту же тему.

Ход урока:

^ 1. Знакомство с произведением С. Черного.

Детям предлагается прочитать название произведения и имя ав­тора (на доске).

- Как вы понимаете название «Живая азбука»?

- Как вы думаете, о чем будет рассказываться в этом стихотворении?

^ 2. Чтение стихотворения учителем.

- Кто затеял проказу, шалость?

- Почему поэт шалость букв назвал превеселым маскарадом?

- Знаете ли вы значение слова «маскарад»?

- Что происходит на маскарадах?

^ 3. Чтение стихотворения в парах.

Дети читают стихотворение друг другу, каждый по строке.

(По­советуйте друг другу, на что при чтении следует обращать внимание.)

4. Придумывание продолжения сказочной истории.

(Как бы вы продолжили прекрасный бал?)

^ 5. Чтение произведения Ф. Кривина.

- Какие звуки умеют красиво петь?

- Знаете ли вы, как появи­лось название гласные буквы? (Голос - голосить, глас - гласный.)

- Назовите буквы, которые могут петь-заливаться. Как их называет писатель? (Голосистые.) - Имеют ли голос согласные? Объясните свой ответ.

^ 6. Выборочное чтение.

- Прочитайте строки из стихотворения, где описывается, какие звуки издают согласные буквы. (Шипят, сви­стят, жужжат, рычат, пыхтят, кряхтят и т. д.)

- Как вы объясни­те смысл названия согласные буквы?

(Маленькая частичка «со» означает совместное участие в чем-нибудь.)

^ 7. Инсценировка фрагмента произведения «Спор гласных и соглас­ных».

- Похожи ли буквы, о которых рассказал Ф. Кривин, на детей? Чем?

- Перечислите свойства, которыми наделил писатель гласные и согласные буквы.

- Как вы представляете себе спор этих букв? - По­пробуйте разыграть сценку «Спор гласных и согласных». - Как можно примирить спорщиков?

- С помощью каких пословиц можно убедить согласные и гласные буквы в том, что их сила, единство, дружба ­в совместной, общей жизни в слове?

^ 8. Обобщение и обмен впечатлениями после чтения произведения Ф. Кривина.

- Подумайте, только ли о буквах рассказывается в этой сказочной истории.

Писатель, изображая спор букв, подсказывает нам, что и мы с вами часто выясняем отношения в споре, думаем чаще о том, кто важнее, кто главнее, а не об общем деле, которое можно решать вместе, общими усилиями.

^ 9. «Барометр настроения».

«Барометр настроения» делается в виде циферблата, у которого одна часовая стрелка. Вместо цифр приклеиваются разные изобра­жения мимики человека: грустное - уголки рта опущены вниз, радостное - уголки рта приподняты вверх, обычное - губы изоб­ражены в виде горизонтальной полоски.

- Интересно ли вам было читать произведения С. Черного и Ф. Кривина?

- Что особенно за­помнилось, понравилось в этих произведениях? Перечитайте.

- Попробуйте с помощью «Барометра настроения» показать, какое у вас было настроение до чтения произведения и какое настроение стало после.

^ 10. Домашнее задание.

Дети составляют короткие рассказы о том, что они знают о глас­ных и согласных звуках.

- Подумайте, чем ваш рассказ будет отли­чаться от произведения Ф. Кривина.

^ УРОК 4

Г. Сапгир «Про медведя»

Т. Собакин «Как ловкий бегемот»

Цели и задачи. Учить детей чтению произведений в паре. Учить читать текст без ошибок, использовать в работе взаимо­проверку. Знакомить детей с приемами словесного рисования. Развивать интерес к словесному искусству путем наблюдения за живописным использованием звукоподражательных слов.

Ход урока:

^ 1. Знакомство со стихотворением Г. Сапгира.

Совместное чтение учителя и детей.

Первые четыре строки предлагается прочитать детям: хором или одному хорошо читающему ребенку. Остальные строки из произве­дения читает учитель.

^ 2. Рассматривание иллюстраций.

- Какой эпизод из стихотворе­ния проиллюстрировал художник?

- Объясните, почему вы так счи­таете.

3. Работа с текстом стихотворения.

Перечитывание текста.

- Какими способностями обладал мед­ведь? (Умел рычать и реветь).

- Что он выражал звуками: «О-о-о!», «Э-э-э!», «У-у-у!», «Ы-ы-ы!»? Найдите соответствующие строки. (Восторг, удивление и т. д.)

- О чем же нам рассказал Г. Сапгир в своем стихотворении? Достаточно ли букв, обозначающих звуки [а], [о], [у], [ы], [э], чтобы выразить свою мысль или написать письмо? Почему?

- Почему так говорят: Человеку дана речь, а живот­ным - немота? Как мы узнаем о настроении медведя, изображен­ного Г. Сапгиром? (По интонации.)

^ 4. Упражнения в выразительном чтении (по усмотрению учителя).

Учитель объясняет, что с помощью интонации (изменения силы голоса и его окраски) можно передать свое отношение к окружаю­щим. Предлагает детям прочитать с различной интонацией то, что написано на доске:

«О-о-о!» - с восторгом;

«Э-э-э!» - растерянно (когда не знаете, что сказать);

«У-у-у!» - с удивлением;

«А-а-а!» - нежно;

«О-о-о!» - с различной интонацией.
^ 5. Домашнее задание.

Читать стр. 14-15.

УРОК 5

М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Глазкова «Кто как кричит?»

Цели и задачи. Учить детей читать стихотворение с выражением. Обратить внимание на использование в стихотворении звуко­подражательных слов. Развивать словесное творчество.

Ход урока:

^ 1. Чтецкая разминка.

Чтецкая разминка проводится по материалам раздела «Разно­цветные страницы». Дети отрабатывают чтение целыми словами и чтение слов в разном темпе: медленном, темпе разговорной речи, быстром (скороговорочном темпе).

^ 2. Знакомство со стихотворением М. Бородицкой.

Чтение стихот­ворения учителем.

- Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Хо­чется ли вам это стихотворение еще раз прочитать?

^ 3. Выразительное чтение стихотворения «Разговор с пчелой».

Учащиеся самостоятельно вполголоса читают стихотворение.

- Какое это стихотворение: грустное, смешное, доброе, веселое? Объясните, почему вы так решили.

^ 4. Размышление над содержанием и формой стихотворения.

- Кто участвует в разговоре? (Малыш и пчела.) Из-за чего вышла ссора? Воспроизведите устно разговор (диалог) героев стихотворения. Как мы слышим, что пчела жужжит? В чем особенность таких слов, как ужасно, нужен, ужин?

^ 5. Выразительное чтение.

При чтении стихотворения дети стараются передать обиду маль­чика и его боль от укуса пчелы.

- Покажите голосом, что пчела рас­сердилась. Какие звуки в словах нужно произнести особенно звон­ко и протяжно? Зачем?

^ 6. Перечитывание текстов.

- Вспомните названия стихов и ска­зок, в которых буквы оживают, шалят, ссорятся, играют и ведут между собой разговор. Кто наделяет их такими свойствами: учи­тель, поэт, писатель, художник или музыкант? Почему автор С. Черный назвал азбуку живой? Помните ли вы стихотворения, в которых можно услышать, как топает бегемот, жужжит назойливая муха и сердится пчела? Как это описывают поэты? Прочитайте.

Перечитывая произведения Г. Сапгира, Т. Собакина, М. Боро­дицкой дети еще раз осмысливают, как авторы с помощью звуков и звукоподражательных слов рисуют целые картины и оживляют их.

- Откройте секреты писателей, с помощью которых их произве­дения становятся интересными и увлекательными. Выберите самые интересные строки из произведения и подготовьте их для вырази­тельного чтения.

^ 7. Домашнее задание.

Подгот. выраз. чтение стихотворений стр. 16-17.

Урок 6

Тема урока: И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая азбука».

Цель урока: Учить детей чтению произведений в паре. Учить читать текст без ошибок, использовать в работе взаимо­проверку. Знакомить детей с приемами словесного рисования.

Ход урока:

^ 1. Творческое задание.

- Догадайтесь, почему в скороговорке, автора В. Пикулевой мы слышим голос сороки.

Дети читают текст, который написан на доске:

Три сороки - три трещотки

потеряли по три щетки:

три - сегодня,

три - вчера,

три - еще позавчера!

^ 2. Речевая задача.

- Какие прочитанные произведения из учебни­ка вы порекомендуете прочитать своим друзьям, которые еще не знакомы с учебником «Родная речь»? Какими словами вы могли бы их убедить?

- Подумайте, есть ли отличие в изучении букв на уроках русского языка и чтения. Объясните название темы «Жили - ­были буквы». Почему в названии встречаются слова «жили-были»?

^ 3. Чтение произведения И. Гамазковой, Е. Григорьевой «Живая азбука».

- Легко ли было договаривать слова? Почему?

- Рифмы под­сказывают правильный ответ. Сравните это стихотворение со сти­хотворением «Кто как кричит»? Что в них общее и чем они разли­чаются? Почему авторы И. Гамазкова и Е. Григорьева назвали аз­буку «живой»?

^ 4. Чтение стихотворения в парах.

Учащиеся читают произведение друг другу по две строки.

- Пра­вильно ли каждый из вас досказал строки стихотворения? Найдите слова, которые вы произносили при чтении стихотворения. Какое это стихотворение: веселое, смешное или обычное? Похоже ли оно на загадку? Чем?

Если дети затрудняются с ответами, то можно предложить вос­пользоваться подсказкой из учебника.

^ 5. Домашнее задание.

Сделайте дома свою первую книжку-картинку «Жили-были бук­вы». Для этого сначала придумайте какую-нибудь историю про буквы, а затем изобразите ее в картинках, т. е. нарисуйте.

^ УРОК 7

Обобщение. С. Маршак «Автобус номер 26».

Цели и задачи.

Поупражнять детей в выразительном чтении произведения. Развивать умение сопоставлять два произведения на одну и ту же тему, выделяя в них общее и различное.

Развивать интерес к перечитыванию художественных произве­дений для получения новых знаний.

Ход урока:

^ 1. Беседа с учащимися.

Читать стихи, рассказы и сказки очень интересно. Писатели - настоящие волшебники слова. Они так талантливо могут написать свое произведение, что, когда читаешь книгу, можно увидеть пчелу или услышать, как она жужжит. Поэты силой своего воображения, фантазии превращают

^ 2. Чтение произведения С. Маршака «Автобус номер 26».

- Чем необычен автобус номер 26.

- Почему героями произведения автор выбрал зверей и птиц?

- Только ли о животных говорится в стихотво­рении?

- На что обращает наше внимание поэт?

Внимание обращается на то, что в стихотворении прячется сек­рет.

^ Если подчеркнуть первые буквы в каждой строке, то дети отга­дают этот секрет.


Источник: http://lit-yaz.ru/literatura/84670/index.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Где найти стихотворение «Загадочные буквы» Данько с отгадками? Сценарий правил дорожного движения

В данько в стих загадочные буквы В данько в стих загадочные буквы В данько в стих загадочные буквы В данько в стих загадочные буквы В данько в стих загадочные буквы В данько в стих загадочные буквы В данько в стих загадочные буквы

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ